В июне нам удалось посмотреть новый «Туман-2» в работе на поле хозяйства «Агро-Бор» Самарской области и оценить конструкционные новшества машины. Опрыскиватель оборудован новым 4-цилиндровым рядным двигателем FAW мощностью 65 кВт (88,4 л. с.), который позволяет развивать скорость до 40 км/ч.
Благодаря таким скоростным характеристикам, в зависимости от нормы внесения, производительность «Тумана» может достигать 60 га в час эксплуатационного времени. Вместе с двигателем заменена коробка переменной передачи, что, по утверждению производителя, должно повысить ресурс машины. Для охлаждения двигателя и прочих систем установлен комбинированный теплообменник (для охлаждающей жидкости и гидравлического масла) с гидравлическим приводом вентилятора системы охлаждения, что обеспечивает более стабильную работу машины без перегрева.
Кроме системы охлаждения и нового двигателя конструкторы установили на машину бензобак увеличенного объема, системы подруливания, автоматического управления штангами, дифференцированного внесения препаратов и автоматического поддержания клиренса средней оси, а также гидропривод навесного оборудования. Безусловно, такой каскад изменений свидетельствует о выходе «Тумана» на новый технический и технологический уровень.
Кстати, упомянутый гидропривод навесного оборудования – особая гордость завода. Он позволяет более точно контролировать норму внесения препаратов и их расход. Конструкция машины стала надежнее и жестче благодаря усиленной раме: использованы лонжероны увеличенной толщины и более качественная сталь на ответственных участках. Такие нововведения привели и к некоторому увеличению веса, хотя не критичному (учитывая три пары колес с большим пятном контакта).
Отдельного внимания заслуживает новая конструкция штанг, включающая полный гидравлический привод, систему гашения продольных колебаний и систему быстрой промывки. Таким образом, оператору для начала или завершения работы не приходится покидать кабину машины. Также предусмотрена возможность подключения пяти или семисекционного распределителя, что позволяет изменять ширину захвата с 28 до 24 м. Одно из главных изменений – гидропривод насоса подачи рабочей жидкости к форсункам для обеспечения постоянного расхода жидкости в диапазоне скоростей 10–35 км/ч, а также для повышения надежности привода и снижения трудоемкости обслуживания.
![]() |
Новая конструкция штанг включает в себя полный гидравлический привод, систему гашения продольных колебаний и систему быстрой промывки. |
Отметим, что при усовершенствовании штанг пришлось пойти на некоторые жертвы: кабина стала уже, а доступ в нее оператору большого роста (и веса) – менее комфортным, хотя после того как оказываешься на рабочем месте, особого дискомфорта не испытываешь. Видимо, для компенсации неудобного доступа на рабочее место, кабину оборудовали кондиционером, более эффективной печкой и системой вентиляции с угольной фильтрацией воздуха, да и подвеску сделали мягче за счет увеличенного объема пневмоэлемента и более мощного компрессора.
Для работы в темное время суток машину оснастили более мощным внешним освещением и системой спутниковой навигации, в нашем случае – Trimble Guide EZ-250, которая, по оценке оператора, оказалась «слабоватой», хотя это уже вопрос дороговизны комплектации машины. С меньшим (и более дешевым) братом – «Туманом-1» – мы знакомились уже в цехе предприятия. Машина также претерпела значительные как видимые, так и скрытые для невооруженного глаза усовершенствования. Это касается и более комфортабельной кабины с увеличенной обзорностью и системой угольной фильтрации воздуха, и более мягкой пневмоподвески с компрессором и системой поддержки клиренса задней оси, и усиленной рамы. Трансмиссия опрыскивателя получила усиленную цепь с натяжителями нового образца, что, по утверждению производителя, позволило увеличить ресурс и надежность машины.
![]() |
![]() |
![]() |
||
Комбинированный теплообменник с гидравлическим приводом вентилятора системы охлаждения. |
Новый 4-цилиндровый рядный двигатель FAW мощностью 65 кВт (88,4 л. с.) |
Новая система спутниковой навигации Trimble Guide EZ-250. |
Конструкция штанг «Тумана-1» была изменена для обеспечения простоты схемы сбора/разбора, появился кронштейн крепления штанг, за отсутствием которого в предыдущих модификациях приходилось использовать проволоку. Появилась система гашения продольных колебаний и автоматическая система управления рабочей жидкостью, что повысило точность обработки растений. Обе машины являются универсальными и могут использоваться как опрыскиватели или распределители. Демонтировав с шасси машины оборудование для опрыскивания, можно установить оборудование для распределения минеральных удобрений. Таким образом, всего за несколько часов «Туман» становится распределителем минеральных удобрений.
Итак: по результатам изучения обеих новинок мы остались под приятным впечатлением, особенно с учетом значительного отрыва «Тумана-1» и «Тумана-2» от ближайших зарубежных конкурентов по цене в сторону уменьшения. Темпы модернизации этих машин позволяют рассчитывать на высокий интерес к ним уже в ближайшее время не только внутри России, но и далеко за ее пределами. Сергей Комаров, Вячеслав Пронин
Технические характеристики опрыскивателей «Пегас-Агро»
МОДЕЛЬ | ТУМАН-1 | ТУМАН-2 |
ДВИГАТЕЛЬ | ВАЗ 21083 бензин АИ-92 | CA4D28C4-3A турбодизель |
Номинальная мощность, л. с. | 75 л.с. | 110 л.с. |
Количество цилиндров, шт | 4 | 4 |
Объем двигателя, л | 1,5 | 2,2 |
Генератор, А | 80 | 110 |
Объем топливного бака, л | 40 | 90 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Тип | Механическая 6х4 | Механическая 6х4 |
Привод ведущих колес | Механический | Механический |
Сцепление | Сухое однодисковое с механическим приводом | Сухое однодисковое с механическим приводом |
Коробка передач | Механический | Механический |
Объем гидравлического бака, л | Нет | 18,5 |
Рабочая скорость, км/ч | 30–40 | 10–35 |
Транспортная скорость, км/ч | 35 | 40 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ РАСТВОРА | ||
Объем, л | 600 | 2000 |
Материал для основного бака | Пластик | Пластик |
Объем бака с чистой водой, л | Нет | 10 |
ШТАНГА | ||
Расположение штанг | Среднее | Заднее |
Рабочая ширина штанги, м | 20 | 28 |
Материал напорной линии штанги | Нержавеющая сталь | Нержавеющая сталь |
Регулировка высоты штанги, см | 700 | 700–2000 |
Количество секций, шт | 1 | 5 или 7, в зависимости от типа арматуры |
ШАССИ | ||
Подвеска | Независимая на пневматических подушках с системой поддержания постоянного клиренса | Независимая на пневматических подушках с системой поддержания постоянного клиренса |
Дорожный просвет со стандартными шинами, см | 600 | 600 |
Применяемые шины | Шины оболочки низкого давления | 49х23,5 бескамерная шина низкого давления; 9,5х42 для пропашных культур |
Ширина колеи, см | 225 | 225; 210 |
Колесная база, см | 346,6 | 390 |
Радиус разворота, м | 14,4 | 12 |
Основная тормозная система | Гидравлическая с вакуумным усилителем, дисковые тормозные механизмы | Гидравлическая с вакуумным усилителем, дисковые тормозные механизмы |
Подъем/опускание лестницы | Нет | Нет |
Общая масса со штангой, кг | 970 (пустая) | 2500 (пустая) |
ЦЕНА В БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ | ||
Развесовка | Нет данных | Нет данных |
Регулировка нормы внесения | Компьютерная | Компьютерная |
Монитор | Bravo 180S | Bravo 180S, TeeJet, Bars5, Trimble (250, 750) |
Автопилот | Нет | Easypilot |
GPS/Глонасс | Trimble (250,750) | Trimble (250,750) |
Лицензии картирования, посекционного вкл, позиционирования | Нет | TeeJer, Matrix, FildIQ |
Гарантия | 12 месяцев | 12 месяцев |